- Софийные дисциплины
- (sophian disciplines, sophio-disciplines, от. греч. sophia - мудрость)дисциплины, которые соотносят предмет своего изучения с цельным знанием, мудростью, представлением о мироздании в целом. Этим они отличаются от "логийных" наук, названия которых часто заканчиваются на "логия" (от греч. logos - слово, понятие, учение) и которые изучают определенный предмет внутри его собственных рамок. Рядом с каждой наукой-логией можно обозначить дисциплину-софию: рядом с археологией - археософию, рядом с этнологией - этнософию, рядом с психологией - психософию, рядом с биологией - биософию.Многие софийные дисциплины возвращаются к той изначальной целостности своего предмета, которая была утрачена последующей дифференциацией соответствующих "логий". Например, понятие "души", как "донаучное", выпало из поля зрения современной психологии, но остается центральным для психософии, к области которой принадлежат многие работы К. Юнга и его школы. Технософия (см.), в отличие от технологии, рассматривает духовный и мистико-религиозный смысл техники, а физиософия - "мудрость" организма, его целесообразное устройство в соответствии с высшим замыслом о человеке.Софийные дисциплины не являются частью философии, поскольку более конкретно и систематически изучают свой предмет, разрабатывают свою собственную специальную систему понятий. В этом смысле следует различать между философией природы, которую можно найти у Гегеля, и биософией или геософией, которой занимались такие ученые, как Э. Геккель или В. Вернадский. Софийные дисциплины образуют как бы зону перехода от обобщающих принципов философии к эмпирическим методам "логийных" дисциплин.Мудрость - это не актуальное знание, а потенциальность ума, не скованного никакими аксиомами науки и догматами веры. Мудрость относится к знанию, как потенциальное - к актуальному. "Софийный" цикл рассматривает совокупность альтернатив и потенций, заключенных в предметах "логийного" цикла: древностное вне древнего, языковое за пределами языка, жизнь за пределами живого вещества... Наряду с языкознанием есть "языкомудрие" (лингвософия), наряду с обществоведением - "обществомудрие" (социософия). Если логийные дисциплины расчленяют предмет внутри себя, в его соотношении с собственной целостностью, то софийные - в соотношении с Целым, причем каждый элемент обнаруживает свой метафизический смысл и проблематику.Если этнография, по смыслу своего названия, описывает этносы, их генезис, историю и культуру, а этнология исследует структуру их обычаев, традиций, ритуалов, то этнософия раскрывает связь всех элементов этой структуры с мистериально-сакральным центром и пафосом национальной жизни. Этнософия изучает преимущественно высокоразвитые общества, где религиозное содержание выступает в свернутом, потенциальном виде, в отличие от этнологии, нацеленной на обрядовую структуру примитивных обществ, религиозное содержание которой выступает эксплицитно. Одна из задач этнософии - выявить в этой повседневной, мирской, бытовой, профессиональной, культурной жизни манифестацию бессознательно-сакральных структур, а также определить место каждого этноса в общей эволюции общечеловеческой культуры. К этнософии можно отнести труды И. Г. Гердера, О. Шпенглера, а в отечественной науке - Н. Данилевского, Л. Гумилева, Г. Гачева.Археософия, в отличие от археологии, занимается не фактической, а мыслимой древностью, теми явлениями, которые существуют в модусе древности, как, например, мавзолеи, или руины, или мифы, или племенное сознание и культ вождей в новейшей истории. Археософия обращена к древностному безотносительно к конкретному времени его существования, т.е. созданному в модусе древнего, как его форма, условная возможность, а не историческая действительность. Древностное - это рожденное в форме омертвелости, производящее себя в форме археологического предмета, реликта или реликвии. Возможность древнеобразования сохраняется и в современной цивилизации, и конечно, не археологической науке пристало заниматься древностным, как оно проявляет себя в живописи Пикассо, в романах Т. Манна или национал-социалистической идеологии - это область археософии.Есть разные науки о земле. География описывает то, что н а земле: природные зоны, климаты, границы, государства, хозяйства. Геология смотрит глубже - на то, что п о д землей: изучает ее внутренний состав, почвы, залежи, разрезы, карьеры, структруру коры, полезные ископаемые. Но можно еще глубже посмотреть - в сущность и замысел земли. "Ну, а сама земля, как она может иметь место в ноуменальном мире? Какова ее идеальная сущность? Имеет ли и она там жизнь, и, если да, то каким образом? ... Даже появление камней, вздымание и образование гор не могло бы иметь места на земле, если бы ей не был присущ некий одушевленный принцип, который и производит все это посредством скрытой от глаз внутренней работы" (Плотин, Эннеды, 6. 7. 11). Помимо географии - "землеописания", помимо геологии - "землеведения", должна быть еще и наука об умной сущности земли - геософия, "землемудрие". Именно к геософии (а не геологии) относятся многие идеи В. И. Вернадского о живом веществе, организующем земную оболочку. Геософской является также влиятельная в экологических кругах "Гея (Gaia) гипотеза", выдвинутая Джеймсом Лавлоком в 1979 г., согласно которой Земля представляет собой единый живой организм, который регулирует свою жизнедеятельность посредством изменения погодных условий и природной среды.Соответственно различаются:науки логийного цикла науки софийного циклафизиология физиософияэтнология этнософиягеология геософиябиология биософияпсихология психософиякосмология космософиясоциология социософияпатология патософиятехнология технософияидеология идеософияантропология антропософиятеология теософиякультурология культурософияисториология историософияСофиосфера - это высшая из объемлющих планету духовных сфер, и поэтому в ней отражаются все низшие сферы: биосфера, техносфера, семиосфера, идеосфера, психосфера, ноосфера. Отсюда и проникновение Софии, как нисходящей и возносящей мудрости, во все уровни организации живого и мыслящего вещества. Так возникают области знания, возводящие низшее к высшему и раскрывающие высшее в низшем: биософия, технософия, семиософия, идеософия, психософия, ноософия... Тем самым, выступая в собственной сфере как мудрость, в других сферах София проявляется как цело- мудрие, т.е. возводит частичные знания до состояния целостности.М. Эпштейн. Новое сектантство: Типы религиозно-философских умонастроений в России. 2-ое изд., Москва, Лабиринт, 1994.М. Эпштейн. Бог деталей. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи. 2-ое изд., Москва, ЛИА Р. Элинина, 1998.М. Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.Михаил Эпштейн
Проективный философский словарь. — Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. Т.В. Артемьева, И.П. Смирнов, Э.А. Тропп, Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн. 2002.